(4852) 59 57 10
г. Ярославль

ул. Челюскинцев, 16
ул. Панина, 3
ул. Слепнева, 37

27.09.2013 "Дети любят, очень любят рисовать"

"Зачем ребёнку заниматься рисованием,Рисование вместе с мамой – спрашивают у меня родители, –  это же такой необязательный предмет! Великим художником он всё равно не станет, а вот научиться читать, писать в раннем возрасте гораздо более перспективно."

Чтобы дать ответ на такие вопросы, я решила поделиться собственным опытом и мудростью предыдущих поколений в этой статье.

Творчество – это ловкость рук и острый ум

Надо сказать, что знаменитые педагоги прошлого очень охотно изучали психику ребёнка и воздействие на неё рисования. Казалось бы, что кроется за "каля-маля" юного Шишкина, увлеченно расписывающего стены и пол детской. Оказывается, многое.

Например, Ян Амос Коменский, считающийся основателем современной педагогики, отмечал, что, рисуя, ребятишки развивают ловкость рук, а также наблюдательность. Конечно, ведь художник должен видеть мир во всех мельчайших деталях. Другой учёный, философ Жан Жак Руссо, развил и дополнил тезис Коменского, говоря, что занятия рисованием просто необходимы ребёнку, чтобы учиться различать характерные свойства предметов. А вот немецкий педагог Адольф Дистерверг, наблюдая за творчеством детишек, уверял, что занятия творчеством развивают у них умственные способности.

Как творчество развивает ребёнка

Вы, наверное, и сами замечали, что художественное творчество вашего ребёнка разнится год от года. И даже через много лет родители чётко могут разделить "периоды" малыша. Сначала бессвязные "каляки" на страницах книг, чуть позже – попытки нарисовать какие-то круги, квадраты, фигуры с прослеживающейся геометрической формой. Ближе к четырем годам в рисунках малыша чётко видны изображения машинок, окружающих его предметов, мамы и папы. В это время малыш рисует всё, что его окружает, стараясь передать качества и признаки объектов.

Девочка рисует карандашамиЧто же происходит в уме и душе малыша в эти периоды?

Ранний период творчества, или период "каракулей" (1,5-2,5 года) – это период бурной двигательной активности. Ребёнку нравится наносить на любую пригодную для этого поверхность непонятные значки, закорючки, точки, штрихи. Обычно мамы расценивают такое творчество, как порчу имущества. Однако у малыша в момент рисования происходит постепенная коррекция движений, координация руки и взгляда, осознание закономерной связи между действием и получающимся результатом. Ребёнок понимает, что каждое действие его рук с зажатым в них карандашом рождает результат, который не будет выходить за рамки этого действия. Другими словами, штрих не будет продолжаться дальше, если он уберёт руку, запятая станет точным повторением его движения. Это значит, он может управлять этим странным занятием. Также в рисунке ребёнок выплескивает свои чувства и эмоции.  

Стадия объективного рисования  (2,5-4 года). В этот момент ребёнок начинает воспринимать рисованные предметы не просто как безличные объекты, но наделять их смыслом. Например, он может сказать, что этот пузырь на ножках – мама, а вот эта палка с кружочками – машинка. Рисунок для ребёнка становится ещё одним способом постижения мира.

Период эмоционального рисования (5-7 лет). Период бурного художественного творчества детишек, которые пытаются рисовать не только отдельные предметы и объекты, но и соотносят их друг с другом, а также передают с помощью рисунка своё эмоциональное состояние. В этот период можно встретить рисунки "грустных собак", "весёлых человечков", "страшных чудищ". Дети переносят свои эмоции на бумагу, и это помогает им справиться с робостью и агрессией, излишней подвижностью или заторможенностью. Детишки отдают себя творчеству, выравнивая, "стабилизируя" давление эмоций и чувств в душе.  

Но не только внутренний мир выступает в этом возрасте на авансцену. Маленький человек, который уже осознает себя как уникальную личность, стремится, чтобы его рисунки получили одобрение взрослых, начинает уделять внимание "ремесленной" стороне дела: обращает внимание на цвета и размеры предметов. Особенно внимательные дети также постигают понятие объёма и пытаются, пока неуклюже, передать его с помощью света и тени. Таким образом, дети лучше понимают и познают внешний мир, учатся замечать детали и изображать их на бумаге.

"Лалеока":  ваш малыш будет расти эмоциональным и чутким

Безусловно, каждый маленький человек – художник. И от того, насколько правильно мы будем подходить к его творческим занятиям, настолько правильно и гармонично он разовьется, будет чутким и восприимчивым, эмоционально богатым, ловким и умным.

Детишкам от 1,5 до 3 лет мы предлагаем Ребёнок рисует краскамитворческий курс "Карапуз". Мы будем рисовать всё, что видим, как нам это хочется. При этом действовать не только кисточкой и красками, но и пальчиками, и ладошками, пластилином. Мы будем рисовать по мокрому и сухому песку, рисовать цветной солью, клеем. Мы будем оставлять свои следы на любой возможной поверхности, что доставит немало удовольствия, подарит ребёнку незабываемые тактильные ощущения, а кроме того, поможет развить концентрацию внимания, точность, мелкую моторику пальчиков.

Для детей 4 лет широко открывает двери курс творческого развития. Кроме рисунка, мы начинаем заниматься лепкой и аппликацией. Эти занятия, так же как и рисунок, способствуют развитию у детей восприятия. Дети запоминают увиденные объекты, образно представляют их и воспроизводят. Лепка и аппликация также прекрасно развивают память, когда малыши должны запомнить как можно больше деталей и по возможности точно воспроизвести их. В процессе рисования, лепки и аппликации малыши учатся анализу, сравнению, классификации, что является ничем иным, как стимуляцией мышления.

Ну, а с 5 до 12 лет творчество выливается для наших воспитанников в знакомство и постижение художественного процесса. Наши ученики, кроме работы в студии, занимаются в Ярославском Художественном музее. Ребятишки видят подлинники картин, осваивают язык изобразительного искусства, получают представление о различных видах, стилях и жанрах, индивидуальных методах творчества художников. Анализ живописных манер, стилей и школ в искусстве и их сравнение позволяет развивать у детей внимание, зрительную память, чувство цвета и цветовых отношений.

Елена Курцева, преподаватель творческого курса детского центра "Лалеока"

  Мы в Google+

Возврат к списку

Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле
Подпишитесь на наши информационные письма: