(4852) 59 57 10
г. Ярославль

ул. Челюскинцев, 16
ул. Панина, 3
ул. Слепнева, 37

28.08.2013 Нужно ли учить малыша чтению и развитию речи?

Несколько аргументов в пользу раннего обучения "взрослым" предметам

Нужно ли заставлять детей читать?Мне не раз приходилось слышать, что совершенно незачем ребёнку 3 лет начинать осваивать такую сложную науку, как язык и речь. Мол, само придёт рано или поздно.

Действительно, к концу первого класса, практически все детишки: и те, кто изучал чтение и письмо до школы, и те, кто познакомился с ними уже в классе, так или иначе выравниваются. Однако я заметила, что те ребятишки, которые начинали заниматься раньше сверстников, всё-таки отличались от других.

  • Склонностью к логике. Раннее развитие речи и чтения стимулирует логическое мышление, поскольку предполагает работу с группами предметов и понятий, которые требуют обобщения, разделения, сопоставления. Чтение помогает ребёнку усваивать грамматическую структуру и строение языка, проводить интуитивный анализ предложений, подбирать нужные в данной ситуации слова и фразы.
  • Развитым воображением. Чтение стимулирует воображение, поскольку заставляет представлять художественные образы, воображать героев, их характеры.
  • Сообразительностью. Набранный в детстве словарный запас позволяет к месту и в тему употреблять многие слова, которые пока неизвестны сверстникам, а также описывать мир образными выражениями.
  • Большей грамотностью. Напечатанный по всем правилам текст в книге (мы не говорим о порой безграмотных текстах из интернета) способствует подсознательному усвоению пунктуации и орфографии. Общеизвестно, что самый грамотный человек тот, кто много читает.
  • Правильной речью. Причина та же: усвоенные речевые нормы переносятся ребёнком в реальную жизнь. Такие детки с меньшей вероятностью будут говорить "звОнить" и "ложить".

Как правильно преподавать ребенку чтение

Нужно ли заставлять детей учить взрослые предметы?К счастью, многие родители, понимая роль чтения, письма и речи в современной жизни обращаются, чтобы мы помогли развить речь малыша. Мотивируют такое решение еще и тем, что школы на сегодняшний день лояльнее относятся к детишкам, которые уже пришли с навыками чтения и письма. Прекрасно, если при этом родители стремятся отдать ребенка в детский центр, к опытным педагогам, которые имеют большой опыт в раннем обучении ребятишек. Некоторые родители в рвении научить сына, или дочку читать и писать, навсегда могут отбить интерес к этим занятиям.

Ниже я расскажу, как правильно нужно прививать детям навыки речи и письма.

Развитие речи в 3 года

В это время мы занимаемся исключительно увеличением словарного запаса.

Естественно, делать это нужно в игре. Только так малыши смогут воспринять и запомнить информацию.

1. Учим важные слова.

Ребенок играет с машинкой, куклой, а мы в это время задаем про игрушку логически вытекающие друг из друга вопросы, добиваясь полных ответов. Вот пример вопросов.

– Скажи, что это у тебя? (предмет – машинка, кукла и т.п)

– Какого цвета машинка? (повторяем цвета)

– Какого размера машинка? (повторяем прилагательные размера, не ограничиваясь словами "большой" и "маленькой", а вводя такие понятия как "крупный - мелкий", "высокий-низкий", "широкий-узкий" "толстый-тонкий" и т.п)

– Где у куклы глазки, ручки, ножки? (повторяем части лица, тела)

2. Учимся словесному сопоставлению и описанию предметов.

Как преподавать ребенку чтение?Возьмите несколько предметов и сопоставьте их. Например, строим гараж из кубиков и пытаемся выяснить, поместится ли туда машинка. В этой игре будут уместны такие фразы, как:

– А давай сделаем такой гараж, чтобы в него машинка влезала (размер)

– А давай положим здесь зеленый кубик, а здесь красный (цвет, форма)

– А давай в этот гараж мы повезем дикую зверюшку, а в этот – домашнюю. (сопоставление)

– А где живет дикая зверюшка? А домашняя?

И так далее.

Со своими детьми, когда они были маленькими, я играла в такую игру. Кидала в ванну, где они купались, резинового слоника. Им весело, брызги летят, а я спрашиваю: "А вообще тут должен быть слон?". "Нет". "А где должен быть слон?" "В Африке". "А кто должен быть в воде?" "Рыбка".

Или так.

–Я сегодня волк, – сообщает ребенок.

– Волк! А под какой пальмой ты спишь?

– Я не сплю под пальмой.

– Почему?

– Волки не спят под пальмой.

– А где спят волки?...

Так мы учимся сравнению и анализу окружающей действительности.

Развитие речи и письма в 4-6 лет

Важно запомнить, что трехлеток бесполезно учить начертаниям букв и цифрам. Для них графические знаки пока еще нечто абстрактное и непонятное. А вот с четырех лет нужно постепенно приучать малыша к абстракции и потихоньку начинать "набивать руку"

Развитие речи и письма1. Учимся понимать буквы и цифры.

Чтобы малыш привыкал к буквам и легче запоминал их, можно в них поиграть. Мне, например, очень нравится использовать пластмассовые буковки из детского конструктора как живой персонаж. Буковку можно посадить в машинку, повести гулять в лес с мишкой. При этом, естественно, мы активно повторяем лексику, учимся описывать цвета, понятия, повторяем прилагательные – характеристики, подключаем воображение ("какого цвета мишка"? "что растет в лесу?" "почему в этом лесу не могут расти пальмы"?).

2. Развиваем руку.

Детишки 4- 6 лет уже вполне способны развивать навыки письма. Их движения еще неуклюжие, руки не могут правильно держать карандаш, и наша задача пока заключается в том, чтобы развить мышцы кисти и укрепить пальчики. Причем, если начать втолковывать ребенку, что сейчас он будет писать буквы, это покажется ему скучным и непонятным занятием, которое он, скорее всего, бросит при первой же возможности.

Для развития руки можно придумать свои игры. Например, буква "О" – это баранка для куклы, или горошина для хомячка. "Д" – домик. Нарисуй мне домик, баранку. Давай попробуем обвести эти точки и т.д.

3. Увеличиваем словарный запас.

Малыши, у которых не очень развито строение речевого аппарата, не могут произносить многосложные слова. Поэтому мы вынуждены при описаниях ограничиваться одно- и двухсложными понятиями. Цвета – серый, белый, черный, красный, геометрические формы – квадрат, круг, шар. А вот уже начиная с 4 лет нужно пробовать учить более сложные слова. В частности, в описаниях предметов должны уже присутствовать такие сложные формы, как: прямоугольник, треугольник. Цвета расширяют свой спектр до малинового, фиолетового.

Предложения в этот период тоже должны стать многосложными. Например, при описании животного, предмета наводящими вопросами вы должны подвигнуть ребенка на небольшой рассказ. ("Что это за заяц"? "Куда он бежит"? "Он прибежал или убежал"? "Зачем"? "Какой он, опиши его"). При этом неважно, что дети тут же начинают фантазировать о вещах очевидных взрослому. Например, кто-то скажет, что заяц фиолетовый. Не надо одергивать ребенка. Просто договоритесь, что заяц фиолетовый, потому что волшебный. И заодно тут же поговорите о том, какого цвета и размера бывают в природе зайцы (серые, мохнатые, толстые, упитанные), повторите времена года (летом серый, зимой белый).

Домашнее развитие речи – очень важный и ответственный процесс. Но без поддержки опытных педагогов он будет не столь эффективен, как хотелось бы. Поэтому, если это возможно, приводите ребятишек в школы раннего развития и детские центры, где дипломированные специалисты разовьют вашего кроху и подготовят его к первым настоящим испытаниям.

Елена Соколова, преподаватель математики и чтения в младшей группе детского центра "Лалеока"

  Мы в Google+

Возврат к списку

Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле
Подпишитесь на наши информационные письма: