(4852) 59 57 10
г. Ярославль

ул. Челюскинцев, 16
ул. Панина, 3 тел. 66-30-27
ул. Слепнева, 37 тел. 66-31-27

20.08.2013 Малыш и музыка, или Как один предмет может развить у ребёнка чувства, ум, память и логику

Многие родители не придают особого значения интересу ребёнка к музыке, а зря. Музыка способна не только развить малыша, но и сделать его здоровее и умнее.

Музыка небесных сфер

Мне всегда нравится рассказывать детишкам о том, какое огромное значение и влияние имела музыка в древние времена. Например, в Древней Греции существовали медицинские школы, где музыкой лечили людей. Греки верили, что вибрации инструментов вступают в резонанс с определенными органами человека и способны восстановить правильное функционирование частей тела. Сегодня эту теорию подтвердили немецкие ученые, которые путем практических исследований доказали, что музыка оказывает благотворное влияние на мозг, стимулирует его, помогает в преодолении трудностей.

Другой гениальный грек, Пифагор, говорил о том, что все планеты издают неслышимое звучание, которое можно выразить с помощью цифр. Учение о звучании планет стали называть гармонией небесных сфер.

Мир звуков

Весь мир вокруг нас звучит. Наполнены звуками лес, море, мы сами. В нашу жизнь вторгаются миллионы мелодий, многие из них мы просто не замечаем, они для нас фон. Но если вы хотите, чтобы ваш малыш развивался правильно и гармонично, вы должны правильно подбирать музыку, которая будет его окружать.

Приучать ребёнка к музыке надо уже во время беременности. Доказано, что дети, чьи мамы на протяжении девяти месяцев слушали классическую музыку, растут более спокойными, чем малыши любительниц рока, поп-музыки или просто громких звуков.

С раннего детства ребёнку нужно петь колыбельные. Некоторые мамы говорят: "Ой, у меня нет ни слуха, ни голоса". Не беспокойтесь! Мелодичный мамин напев – это первое музыкальное впечатление крохи. Он успокаивает его, расслабляет, закладывает основы восприятия прекрасного. Замечено, что даже "немузыкальные" мамы, напевая колыбельные, сами находят нужный ритм, темп и тембр, это умение с древних времен заложено в женщине. Став чуть старше, многие дети начинают откликаться на мамино пение. Если вы слышите, что ребёнок начинает агукать в такт песне, это значит, он одарен и его музыкальный талант нужно развивать.

Что послушать малышу?

Меня часто спрашивают, какую музыку лучше всего давать слушать детям. У меня, как и многих педагогов, ответ на этот вопрос однозначный. Конечно, классическую. К другим видам песен, мелодий, он придёт в своё время, "переболеет" роком, поп-музыкой, рэпом. Но если в детстве ребёнку дать эталон прекрасного, каковым является классика, то всё остальное им будет восприниматься как художественное явление и не испортит вкуса.

Классику маленький ребёнок воспринимает гораздо лучше, чем все остальные жанры. Все дети подсознательно тянутся к прекрасному и гармоничному, а классическая музыка – это самая "правильный" с точки зрения музыкальной теории и гармонии жанр. Классическая музыка помогает раскрыть душу ребёнка, его воображение, потому что в каждом произведении классической музыки он может увидеть что-то своё. Например, у себя на уроках я, проигрывая какое-либо произведение, прошу представить, о чём оно. У всех детишек разные ассоциации. Кто-то слышит, как дождик стучит по стеклу, кто-то видит солнечный лес. Некоторые создают образы, основываясь на названии произведения. Музыка способна затронуть такие струны детской души, которые не может разбудить ни один другой предмет.

Мама, купи барабан!

Особенную любовь к музыке питают дошкольники. В возрасте 5-7 лет ребёнок начинает открывать мир. Музыка для него – это неизведанное. Её нельзя потрогать, нельзя увидеть, она рождается как бы ниоткуда. Однако в это время ребёнок начинает понимать, что музыку производят вполне материальные предметы – скрипки, фортепиано, гитары. Многим в это время хочется самим попробовать свои силы в извлечении звуков. В это время родители могут совершить ошибку и помешать формированию у ребёнка музыкальных привычек.

Например, ребёнок захотел, чтобы ему купили барабан. Мамы уже заранее в голове начинают прокручивать ужасные последствия этой музыкальной драмы – громкий стук, разгневанные соседи. Но, задумайтесь: ребёнок попросил у вас не телефон, не ноутбук или планшет, а музыкальный инструмент, пусть и довольно специфический. Значит, он испытывает влечение к музыке. А вдруг он будет знаменитым барабанщиком? А если даже не будет, чем плохо его желание, кроме доставляемых вам неудобств? В сущности, ничем. Так купите ему этот барабан, пусть играет в ванной комнате, где его меньше слышно, отвезите его на дачу с этим барабаном. Я больше чем уверена, что ребёнок, выплеснув энергию в такое специфическое русло, будет гораздо спокойнее, количество истерик сократится.

Волшебная сила музыки

Вот так постепенно мы подобрались к тому, что же дает музыка нашим детям. Кто-то может с помощью неё выплескивать энергию, искать себя, другим музыка помогает развивать воображение. Если же говорить о занятиях музыкой в детском центре, музыкальной школе, то они дают ребёнку массу преимуществ и полезных навыков.

Трудолюбие

Занимаясь музыкой, особенно в музыкальной школе, детском центре, малыш привыкает к постоянной работе и самосовершенствованию, потому что научиться хорошо и правильно играть на инструменте – это серьезный труд. Мама, отдавая ребёнка учить музыке, должна пережить момент, когда у него ничего не получается, и он вполне может устраивать скандалы. Со временем, когда малыш будет делать первые успехи, заслужит похвалу, ему будет нравиться трудиться и совершенствоваться.

Чувство собственного достоинства

Дети, занимающиеся музыкой, как и любые другие ребятишки, которые, будучи малышами, уже умеют что-то "взрослое", всегда заслуживают уважение родителей. Чувствуя, как восхищённо смотрят на него старшие, юный музыкант, будет гордиться собой, любить себя, и, как следствие, вырастет не закомплексованным, свободным человеком.

Открытость и активность

Дети, которые занимаются в музыкальном коллективе и имеют свой круг общения, как правило, спокойно и свободно общаются с другими детьми. Знания и опыт помогают им верховодить в садике, школе, а готовность участвовать в любых массовых мероприятиях, концертах, утренниках, укрепляют авторитет среди взрослых.

Всестороннее развитие

Игра на инструментах предполагает развитие обоих полушарий мозга – отвечающих за логику и воображение. Одновременная работа двумя руками при игре на фортепиано, гитаре, скрипке нагружает сразу оба полушария, а также развивает мелкую моторику пальцев. Слежение за ритмом, темпом, с одновременным чтением нот стимулирует логику и внимание к деталям. А запоминание большого объёма информации (терминологии, обозначений и т.д) укрепляет память.

Здоровье

Игра на духовых инструментах и пение тренируют лёгкие и раскрывают грудную клетку ребёнка. У предрасположенных к астме детишек исчезают симптомы заболевания. Правильная посадка при игре на гитаре, скрипке, фортепиано и т.п. помогает бороться со сколиозом. Также музыка оказывает успокаивающее действие на ребёнка.

Если перед вами всё ещё стоят вопросы, нужно ли отдавать ребёнка на развивающие занятия для малышей, правильно ли я сделал, что отдал его в школу или на дополнительные занятия, я отвечу: "Конечно, правильно!" Соприкоснувшись с музыкой, ваши дети раскроются, раскрепостятся, многие разовьют неведомые вам таланты. А вы, в свою очередь, поощряйте их стремления, хвалите и любите музыку!

Марина Шапошникова, дирижер-хормейстер, преподаватель детского центра "Лалеока"

  Мы в Google+

Возврат к списку

Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле
Подпишитесь на наши информационные письма: